Узнавание — опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.

Выделяют:

индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета;

родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому–то классу предметов.

В более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. На основе этого факта строилась теория памяти А. Бергсона (1959–1941), французского философа–интуитивиста, который выделял два вида памяти: память–привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память–воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью мозга.

Запоминание — мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Воспроизведение — мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.

В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные Г. Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна — Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.

Виды воспроизведения:

непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи произвольное воспроизведение, обусловленное реализацией особой задачи.П.И. Зинченко (1903–1969), советский психолог, работавший в 1930–е гг. в Харьковской психологической школе, пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность.

Непроизвольное запоминание — запоминание, которое происходит без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществляющуюся деятельность, полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов.

Произвольное запоминание — запоминания, при котором для лучшего сохранения материала в памяти происходит намеренное использование специальных средств. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.

Забывание — мнемический процесс, который заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. В соответствии с теорией Б. Андервуда, забывание обусловлено стиранием следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. В рамках теории Р. Аткинсона, забывание определяется неадекватными стратегиями обращения к долговременной памяти, в которой информация может храниться неограниченно долго.

В настоящее время память принято рассматривать в контексте других когнитивных процессов (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).

Виды:

Различаются, прежде всего, по временным показателям удержания в памяти и характеристикам материала.

По характеру запоминаемого материала наиболее развитыми у человека являются зрительная, слуховая, осязательная память.

По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 с., кратковременную, с временем хранения не более 30 с. и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно.

Последовательный образ (послеобраз) — зрительные ощущения, которые остаются сразу после рассмотрения какого–либо объекта при строго фиксированном взгляде. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Обычно послеобразы не наблюдаются из–за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т. п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки.

После каждого скачка глаз он пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта. Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие. По своим нейронным механизмам имеет много общего с образом восприятия, оба они должны последовательно сканироваться (считываться). Вместе с тем, образ воображения опирается и на особенные механизмы. Это, прежде всего — категоризация, которая служит целям хранения и целенаправленного воспроизведения того или иного образа воображения.

Виды:

Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

Воображение — когнитивный процесс, который основан на способности индивида к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого–либо свойства предмета из другой области.

Генезис 

Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

Виды:

Произвольное воображение проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, в медитативных образах Эйдетический образ (греч. eidos – образ, внешний вид), впервые систематически исследованный сербским ученым В. Урбанчичем, является субъективной представленностью предметов (или композиций из них) в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку.

Эйдетические образы находятся на промежуточной ступени между чувственными восприятиями и представлениями. В отличие от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и относительно стабилен во времени. В некоторых исследованиях утверждается, что среди 6–летних детей в той или иной степени эйдетиками являются 49%, в 10–летнем возрасте это значение достигает лишь 30%, затем резко уменьшается. По–видимому, эйдетиками были Моцарт, Бетховен, Левитан,Толстой.

Особенно часто возникают оптические и акустические эйдетические образы.

Идеомоторный акт (греч. idea – вид, образ + motor – приводящий в движение и лат. actus – действие, движение) — форма представлений, когда представление о выполнении действия ведет к изменению тонуса мышц, которые обычно участвуют в реальном совершении этого действия. В структуре этого представления имеются как перцептивные элементы — зрительные и мышечные образы, — так и эффекторные в виде очень слабой мышечной иннервации, которая соответствует данной двигательной задаче. Идеомоторный акт является основой идеомоторной тренировки, которая успешно применяется при отработке сложных навыков, например, в спорте. В этом случае сложное действие продумывается со всеми деталями в плане как можно более ярких образных представлений (прежде всего визуальных и кинестетических.

Пространственные представления — форма представлений, в которых дано отражение пространственных отношений предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Когнитивная карта (лат. cognitio – знание), первоначально исследованные Э. Толменом, — форма когнитивных образов, которые представляют собой субъективную картину, которая создается в результате активных действий в окружающей среде и имеющая, прежде всего пространственные координаты (верх–низ, право–лево, близко–далеко), в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Когнитивные карты относятся к наиболее ранним компонентам памяти, они создают контекст для формирования других предметных отражений. По мнению У. Найссера, они контролируют частные образы воображения. В сравнении с элементами реального пространства когнитивные карты имеют систематические искажения.

В частности, пересечения путей воспринимается как более близкие к прямому углу, чем на самом деле, изогнутые — как более прямые, знакомые — как более длинные, незнакомые — как более короткие.