Память является когнитивным процессом, представляющим собой систему узнавания, запоминания, сохранности, восстановления и забывания приобретенных знаний.
Если «научение - это процесс, который позволяет накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить, как «совокупность информации, приобретенной мозгом и руководящая поведением».
Рецепторы и особенно ретикулярная формация исполняет роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые воспринимаются организмом как важные. Только после этого мозг «обращает внимание» на это важное поступление и решает, как его обрабатывать и хранить.
Таким образом, события жизни выходят через нашу память как сквозь сито, некоторые из них задерживаются в её кабинках надолго, другие же только на время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма выборочной фиксации никакое научение не было бы реальным, так как в мозгу не оставалось бы отпечатков, формирующих навыки, необходимые для жизни.
С другой же стороны, если бы сохранялась вся неважная информация, то нервные сети оказались бы такими перегруженными, что мозг, в конце концов, не мог бы отделять главное от второстепенного, и деятельность его была бы совершено парализована. Поэтому память – это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.